ВСЕМИРНЫЙ ПСИФЕСТ ® «ПЛАНЕТА ПСИХОТЕРАПИИ» В МОСКВЕ
26 – 29 июня 2020
Всемирный ПсиФест

Мастер-класс «Мир гуслей»

Горчаков Сергей Сергеевич (Тверская область, Россия), участник движения «Хороводы России», предприниматель, мастер производства народной мануфактуры «Мир гуслей».

«В гусли бияше — Русь прославляше».

Практическое знакомство с традиционным музыкальным инструментом — гуслями. На мастер-классе будут продемонстрированы азы игры на гуслях: постановка руки, самые простые аккорды и наигрыши. Научиться играть может любой желающий, даже, по мнению окружающих, «лишенный музыкального слуха». Несмотря на кажущуюся простоту, гусли — инструмент-загадка. Можно сказать, что это самый древний инструмент в истории человечества. Еще в Ветхом Завете сказано, что первые музыкальные инструменты, созданные потомком Каина Ваалом, — свирель и гусли. Гусли были в руках пастуха, будущего царя Давида, которого водили к царю Саулу, чтобы чарующими звуками инструмента влиять на злой дух царя. На протяжении прошедших веков ничего не изменилось, инструмент все также оказывает влияние на душу человека, на его психику. Слушая гусли, человек успокаивается. Мастерство исполнителя — раскрыть тайну инструмента и воплотить его в определенной форме. Собственно, музыка и представляет собой инструмент плюс душу человека.

Гусли считались в нашей культуре священным, обрядовым инструментом, связанным с чудом, волшебством и чародейством. «На самом деле, гусли — очень живой инструмент. Реагирует на все: на температуру, влажность, даже на состояние биологического организма рядом находящегося. Один подойдет — сразу струна порвется», — замечает Егор Стрельников. История гуслей, их художественный мир отражают характерные для различных этапов национальной духовно-культурной среды ценности и мироощущение. Тембр гуслей связан устойчивыми семантическими ассоциациями с эпическими пластами национальной музыкальной культуры, поскольку «тембровая наполненность музыки, единство структурных характеристик музыки и воспроизводящего ее инструмента — одна из главнейших черт традиционного народного инструментализма». Можно утверждать, что в основе каждой национальной музыкальной культуры лежат специфические для каждого языка речевые интонации с их закономерностями и звуковысотными отношениями. Наследие вокально-декламационной традиции сегодня можно обнаружить в живой церковнославянской речи, в распевном литургическом чтении, в котором и «был освоен тот ладовый и интонационный тип русской церковной мелодики, который стал источником древнерусского пения». Естественно, в процессе церковной практики выкристаллизовались соответственно видам литургического речитатива различные погласицы, простейшие мелодические формулы, отразившие «те ладовые, интонационные и ритмические нормы, которые легли в основу и сформировали древнерусское певческое искусство». Именно поэтому культура гуслей — это национальный культурный код России.